Метанол как судовое топливо – перспектива ближайшего будущего

Делегация компании «Метафракс Кемикалс» на конференции «Газ и химия 2025» инициировала обсуждение перспектив использования метанола как судового топлива.
Конференция и выставка «Газ и химия 2025», прошедшая 8-9 апреля в Санкт-Петербурге, объединила представителей ведущих промышленных компаний, аналитиков, инженеров, специалистов по инжинирингу, проектированию, а также экспертов из смежных направлений. Деловая программа охватила ключевые направления развития отрасли: от технологических инноваций и импортозамещения до освоения новых рынков, повышения операционной эффективности и соблюдения экологических стандартов.
Партнерами мероприятия выступили «Газпромбанк» (генеральный спонсор), компании «Росхим», «Метафракс Кемикалс» и «Technique». Организатор мероприятия — Energy Leader.
В делегацию «Метафракс Кемикалс» вошли директор по стратегии Иван Феоктистов, руководитель проектного офиса по стратегии Евгений Гаврилов, директор по стратегическим коммуникациям Мария Коновалова и главный аналитик проектного офиса по стратегии Каролина Лещинская.
Одним из ключевых событий конференции стал круглый стол «Метанол как судовое топливо — перспективы рынка в России». Его модератором выступил Евгений Гаврилов.
Участники диалога отметили, что видят потенциал существенного потребления метанола, как топлива, в судоходной отрасли. Это направление развивается порядка 10 лет – с момента появления зон экологического контроля в международных водах и растущего внимания к регулированию выбросов. Одним из способов достижения декарбонизации судоходства к 2050 году, о чем заявила Международная морская организация (IMO), может стать введение экологических сборов за вредные выбросы, стимулирующих модернизацию флота и строительство судов на экологичных видах топлива.
В ходе дискуссии высказывались мнения о том, что несмотря на приоритет «зелёных» видов топлива, в том числе метанола, производимого из биомассы и возобновляемых источников, их высокая себестоимость пока не позволяет рассчитывать на массовое внедрение в ближайшее время. В то же время участники круглого стола отметили, что метанол, произведённый из природного газа, способен существенно снизить уровень выбросов таких загрязняющих веществ, как оксидов серы и азота, угарного газа и твёрдых частиц. Более того, использование традиционного метанола – это промежуточный шаг, который позволит выстроить инфраструктуру, необходимую для масштабного внедрения «зелёного» метанола в будущем. По экспертным оценкам, это может произойти ближе к 2040 году.
Геннадий Арустамов, генеральный директор компании «Река-Море», отметил, что каждый заход судна в порт европейской страны уже сопряжён с экологическими надбавками, фактически подталкивающими к обновлению флота в соответствии с международными требованиями. Он также добавил, что окупаемость проекта по переходу на метанол составляет около 5–6 лет. Такой расчёт был произведён для Азовского бассейна с учётом использования китайского оборудования и стоимости метанола около 20 тысяч рублей за тонну.
Дискуссия затронула тему технических особенностей использования метанола — таких как слабая воспламеняемость, недостаточные смазывающие свойства, необходимость адаптации систем управления двигателями – и преимуществ, которые делают его одним из самых перспективных судовых топлив ближайшего будущего. Речь идёт об отсутствии необходимости в сжижении, сниженном износе оборудования и относительной доступности технологий. При этом все перечисленные выше проблемы решаются текущими производителями метанольных двигателей, в том числе китайскими компаниями, демонстрирующими готовность сотрудничать с российскими судовладельцами. Эксперты также акцентировали внимание на необходимости запуска научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию отечественных судовых двигателей, способных эффективно работать на метаноле.
Конференция «Газ и химия 2025» показала высокий уровень зрелости отрасли и готовность к системной трансформации в сторону устойчивого развития, экологичности и технологической независимости. Темами обсуждения стали технологии, импортозамещение оборудования, развитие проектных компетенций, работа с азиатскими поставщиками, оптимизация логистики и устранение кадрового дефицита. Впервые в программу также были включены вопросы водоподготовки и водоочистки.